01 апреля 2022, 09:32

Променад на Волге: как строили самарскую набережную. Часть 1

Это главный символ нашего города. Четыре очереди набережной в Самаре строили несколько десятилетий. Мы начинаем серию материалов «Променад на Волге», посвященную истории её создания. В тексте, кроме материалов газеты «Волжская коммуна», использовали исследования архитектора Виталия Самогорова и архивиста Андрея Удинцева.

В дореволюционной Самаре берег Волги имел огромное экономическое значение. Здесь располагались пристани, заводы, ярмарка, яхт-клуб и железнодорожная ветка. Большую часть идущих вдоль воды улиц использовали в промышленных целях. Реку ничего не стесняло, так что она периодически разливалась, доходя до стоящих на первой линии зданий или даже затопляя их часть. О капитальном благоустройстве заговорили лишь в советские годы.

Справка городского отдела коммунального хозяйства от 1928 года:

«Набережная имеет каменную облицовку только на протяжении трех кварталов, остальные восемь кварталов представляют из себя типичный размываемый берег с обрывистыми краями, ежегодно подступающий все ближе и ближе к береговым постройкам. Высокие подъемы и бурные проходы весенних вод последних лет значительно ухудшили положение набережной, устройство каменной одежды является неотложной необходимостью для обеспечения не только Самары от потери незатопляемой береговой полосы, но и для сохранения берега для перевалки транзитных грузов. Починка берега, производимая кустарным способом при помощи навоза и мусора, загрязняет береговую полосу и ухудшает без того плохое санитарное состояние ее. Тип каменной одежды, построенной в 1891 году на протяжении трех кварталов, оправдал себя в течение многих лет».

В числе укреплённых подпорными стенками участков была, например, территория Жигулевского пивоваренного завода.

Решение о строительстве первого участка набережной между Вилоновским и Красноармейским спусками приняли в 1935 году. Вскоре её продлили до Некрасовского спуска. В 1935-1936 годах там построили деревянный речной вокзал по проекту архитектора Леонида Волкова .

Проект променада разработал в 1936 году архитектор Бузин, но о его реализации заговорили спустя три года.

Из газеты «Волжская коммуна» от 10 апреля 1939 года:

«Совнарком Союза ССР ассигновал на благоустройство набережной Волги в городе Куйбышеве 5 миллионов рублей, - писала  - В  беседе с нашим корреспондентом главный архитектор города товарищ Парамонов сообщил, какие работы будут произведены на набережной. Неузнаваемой станет новая набережная Волги. В ближайшем будущем она будет превращена в культурное место отдыха трудящихся.

Уже в этом году предстоят большие работы на участке от Некрасовской до Вилоновской улиц. Набережная будет представлять собой открытую зеленую площадку в 1 230 метров длиной и от 60 до 80 метров шириной. Зеленое плато пройдет вдоль улицы имени Максима Горького. На уровне ледохода вдоль Волги намечено воздвигнуть подпорную стену из камня. Выше будет сделан каменный откос, который предохранит набережную во время большого половодья. Проектируется соорудить четыре широких гранитных лестницы под спусками улиц Льва Толстого, Красноармейской, Рабочей и Вилоновской.

Существующая на берегу железнодорожная ветка по проекту переносится на подпорную стену набережной. Ее верхнее строение будет замощено по типу трамвайных путей. Военно-морской клуб Осоавиахима предполагается передвинуть ближе к Жигулевскому заводу. Озеленяться набережная в этом году не будет в связи с возможной осадкой насыпного грунта. В последующие годы там расположится сквер с цветниками, фонтанами, скульптурами и дорожками для гулянья».

В мае 1939 года куйбышевский горсовет обсудил технический проект благоустройства набережной. Докладывали архитектор Носин и инженер Попов. По результатам совещания постановили:

  1. Технический проект основных сооружений благоустройства набережной Волги в Куйбышеве от Некрасовской улицы до Вилоновской улицы 1-й очереди, с вариантом откосного крепления (без подпорной стенки), разработанного АПУ и рассмотренного отделением Союза Советских архитекторов, одобрить.
  2. Учитывая особое значение набережной реки Волги в архитектурном отношении, как основного фасада Куйбышева, президиум считает целесообразным строительство лестниц производить по дополнительному варианту, разработанному АПУ.
  3. Просить облисполком рассмотреть данный технический проект благоустройства набережной и представить его на утверждение Наркомхоза и Совнаркома РСФСР. Технические проекты 2-й очереди благоустройства набережной (верхняя часть, озеленение, благоустройство откоса городского сада, Красноармейский спуск и откос против Станкозавода, а также освещение, водоснабжение) разработать в течение 1939 года полностью.
  4. При разработке технического проекта на 2-ю очередь учесть все замечания Критической секции отделения Союза советских архитекторов.
  5. Отметить недопустимость задержки со стороны АПУ составления технического проекта благоустройства набережной. 

Срок для составления установлен Постановлением ЦК ВКП(б) с СНК СССР от 25.03.1939 г. - 1 мая с.г.

Несмотря на детальную проработку и многочисленные совещания, проект, как и многие другие в предвоенном Куйбышеве, так и не реализовали. К благоустройству берега вернулись уже после Великой Отечественной.

В 1956 году завершили строительство первой очереди набережной, запланированное еще в середине 1930-х.

А в 1953 году специалисты взялись за проект второй очереди набережной.

Архитекторы Николай Подовинников и Ирина Зобина в «Волжской коммуне» от 19 января 1954 года:

«Как известно, прибрежная часть его (Куйбышева) мало изменилась за последнее время. Занятая складами, предприятиями лесопиления и мелкими постройками, она была фактически отрезана от центра. Наш город с самого начала его застройки был разбит на прямоугольные квадраты.

В дальнейшем планировка велась по принципу прямоугольной сетки улиц. Однако нужно заметить, что при планировке набережной этот принцип систематически и грубо нарушался. Улицы здесь имеют массу изломов, жилые дома и производственные сооружения разбросаны беспорядочно. Вот почему давно возникла необходимость произвести коренную реконструкцию всей набережной.

По указанию правительства Куйбышевский горпроект (управляющий В.Ф. Зарайский) в июле 1953 года приступил к разработке проекта детальной планировки прибрежного района. С большим творческим подъемом и сознанием высокого долга проектировщики принялись за выполнение этой работы. Много и упорно потрудились они, воодушевленные желанием сделать родной город еще краше, еще благоустроеннее. Множество эскизов, различных вариантов будущего проекта предлагали архитекторы. Из них был отобран самых лучший.

Виднейшие градостроители страны, действительные члены Академии архитектуры СССР В.И. Семенов и Д.Н. Чечулин, кандидат архитектуры А.А. Галактионов, лауреат Сталинской премии архитектор Т.И. Штеллер постоянно помогали нам своими советами, замечаниями. Основную работу вел коллектив архитектурного сектора горисполкома (начальник сектора архитектор А.Л. Каневский). Активное участие в проектировании принимали специалисты-архитекторы Н.Г. Салоникиди, А.В. Годаевич, М.А. Труфанов, М.Н. Гололобов, В.И. Яценко, инженер Н.И. Розанов и техник М.А. Корчагина. С большим напряжением трудились чертежницы Г.Н. Сусова и А.А. Блясина. Кропотливо работал санитарно-технический сектор, обеспечивающий проект документацией по всем инженерным вопросам. Неутомимый творческий труд всего коллектива увенчался успехом.

Недавно проект набережной Волги утвержден Управлением по делам архитектуры при Совете министров РСФСР».

У масштабного проекта, разработанного коллективом архитекторов, была нелегкая судьба. О нём читайте в следующем материале. 

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Мария Стюарт». Убить или не убить?
    01 ноября 2021, 10:17
    «Мария Стюарт». Убить или не убить?

    Денис Бокурадзе поставил историю о том, как можно уничтожить себя борьбой с реальным или мнимым соперником. Критический материал Ксении Аитовой о шиллеровской «Марии Стюарт» (16+) театра-студии «Грань». 

    Едем на электросамокате правильно
    20 июля 2021, 06:35
    Едем на электросамокате правильно

    Один из трендов этого лета для Самары - шеринговый самокат. Большое количество нового вида транспорта на улицах породило разговоры о безопасности. Рассказываем, как себя вести, если ты встал на два колеса, и тебя понесло.

    Где отдыхать в Самарской области в 2022 году
    29 апреля 2022, 15:57
    Где отдыхать в Самарской области в 2022 году

    Рассказываем про комфортный отдых в кемпинге под Тольятти, катание на лошадях по живописным местам в районе Жигулей, новые правила посещения Стрельной. А ещё узнаете о том, куда вас отвезёт ретропоезд и в какие города теперь будут ездить железнодорожные туристические чартеры.